В интервью журналистам интернет-издания Ukr.life киевский нотариус Золтан Русанюк развеял мифы о «нотариальной мафии», предположил чем обернется для нотариальной сферы смена руководства в Нотариальной палате Украины, рассказал как бороться с клиентами-аферистами и о других тонкостях работы нотариуса.
С момента возникновения нотариата в независимой Украине, непосредственно государственные и частные нотариусы, зарекомендовали себя достаточно хорошо. Если сравнивать нотариальную сферу с судебной системой, с правоохранительными органами, то институт нотариата на фоне многочисленных коррупционных скандалов, в ранее названных учреждениях, представляет собой институт демократического государства, стоящий на страже закона и защите прав граждан.
Не поспоришь, что экономические кризисы, смена власти, военные действия, зачастую вовлекают нотариусов большей частью невольно, реже по согласию, в запрещенные схемы и различного рода манипуляции. Но, как правило, работники нотариальной сферы становятся заложниками изощренных подделок и вынуждены принимать документы, проверить на подлинность которые нет возможности.
Например, система регистрации прав собственности раньше существовала только в бумажном виде, что создавало еще более благоприятную почву для махинаций. Появление нового реестра прав на недвижимость, куда теперь вносятся данные по недостоверным документам, и одновременно существование бумажных носителей, исправило ситуацию.
Я уверен, что нотариальной мафии, как таковой, не существует. Возможно, общество так называет группу лиц, которая обогащается и зарабатывает деньги на незаконных операциях. Мне трудно предположить, что сейчас среди нотариальных представителей можно организовать мафиозные схемы с целью незаконного обогащения.
Мошенниками часто выступают сами клиенты. Как я уже говорил, у нас нет возможности проверить подлинность паспортов, фотографий в документах для установления личности клиента, которые подаются нам для осуществления тех или иных нотариальных действий. Без полноценной проверки позже могут всплыть факты махинаций, о которых нотариус ранее не подозревал и невольно стал соучастником.
Государство идет к этому. В 2013 году появился общегосударственный реестр прав на недвижимость, в базу которого внесены данные про объекты, которые были предметом нотариальных действий.
Теперь нужно, чтобы государство открыло доступ нотариусам к базе документов, идентифицирующим личность. Тогда работники смогли бы сверить фото, данные бумажного документа с данными в электронной базе, тем самым исключить вероятность обмана со стороны клиента.
Одна из главных проблем — перегруженность нотариальной деятельности документооборотом и вечно переполненные архивы. К сожалению, за многие годы существования нотариата, государство очень медленно совершенствует документооборот нотариусов, адаптирует его к современным реалиям электронных технологий.
За годы существования независимой Украины роль нотариуса стала более значимой. Государство проявило свое доверие к представителям нотариальной сферы, возложив на них функции контроля над полнотой уплаты налогов и функцией уведомления государственных органов об операциях с недвижимостью. На основании данных, которые предоставляет нотариус, налоговая ежеквартально проводит мониторинг достоверности информации, связанной с продажей недвижимости.
Также, именно мы исполняем роль государственных регистраторов прав на недвижимое имущество. Еще года три-четыре назад трудно было представить, что государство отдаст сферу госрегистрации нотариусам. Правда теперь, государство должно эффективно контролировать нотариальную деятельность, потому что зачастую нам не хватает специальных знаний, которые давали бы возможность с максимальной точностью оценивать все документы, которые подаются.
На сегодня, проблем с лицензированием нет. До 2007 года существовало понятие «квотирование», когда государство строго регулировало количество нотариусов в каждом нотариальном округе.
Критериев, по которым осуществлялось «квотирование», не существовало. Минюст довольно субъективно подходило к этому вопросу. Возможно, они анализировали статистику в разрезе нотариальных действий по областям, отталкивались от количества населения. Непрозрачное распределение нотариальных контор по округам породило подозрение у населения в коррупционности решений о квотировании. Поэтому Министерство юстиции ликвидировало понятие «квотирование» и сняло ограничение на количество нотариусов в нотариальных кругах, но взамен усложнило доступ к профессии.
Так, срок стажировки помощника нотариуса увеличился от 6 месяцев до трех лет, и введено обязательное наличие юридического стажа – постигать азы юридической профессии нужно 3 года. Потом сдается экзамен, который не сравнить с написанием легких тестов.
Ранее Нотариальная палата была сравнима с профсоюзом, который традиционно существовал на каждом предприятии. Казалось бы, все хорошо относятся к главе профсоюза – порядочный и хороший организатор, но когда доходит дело до реальной защиты членов профсоюза, то организация, как правило, не эффективна. В Нотариальной палате присутствовали проблемы такого же характера.
Надеюсь, что с приходом нового руководства, миссия и роль Нотариальной палаты в деятельности нотариата Украины кардинально поменяется, станет организацией, к которой будет прислушиваться Министерство юстиции.
Выбор Владимира Николаевича Марченко на должность Президента НПУ одобряю, ведь это профессионал, который в роли нотариуса пропустил через себя все «тягости» этой сферы. Я бы даже сказал, что это человек, который, в силу своей активной гражданской позиции, готов к «самопожертвованию», чтобы защищать интересы нотариального сообщества.
Это и есть принцип, который он внесет в управление нотариальной сферой, и руководствоваться которым должны все нотариусы.
Источник: интернет-издание ukr.life,
18.04.2017